О писателе
ОТЗЫВЫ КРИТИКОВ И ЧИТАТЕЛЕЙ О НЕЛЛИ СААКЯН
* * *
Мы все, сидящие в этом зале, собрались здесь по поводу одного человека, который делает нашу жизнь духовно богаче, чище, выше. Нам, читателям, очень повезло, что в этом холодном бушующем море периодики с его валами скандалов, дешевых сенсаций и конъюнктурных страстей, с грязной пеной службизма, некорректности и безграмотности есть одна маленькая спокойная бухточка с ровным климатом вечных ценностей и доброй памяти, высокого вкуса и разносторонности, благожелательности и такта – «Элитарная газета». Элитарность тематики, концентрация на главном, на основных жизненных устоях человека и общества, сосредоточенность на личностях, стремление к анализу, глубине, выразительности. И неизменно – доброта, открытость, душевность. Именно это делает газету не сиюминутным ворохом новостей, а читаемой долго, с интересом, с последующими раздумьями, новыми для себя вопросами и нередко ответами на то, что давно волновало.
Об авторе. С виду незаметная, скромная и как будто незащищенная от этого мира женщина. Вы обращали внимание на ее походку? Как будто и быстрый ход, но в то же время не очень смелый, чуть боком, как бы пропускающий других вперед. Но сколько силы, внутреннего огня и энергии в этой женщине, убежденной в необходимости своего дела и в отличие от многих из нас, лишь размышляющих, – активно действующей. И сколько в ней такта, я бы даже сказала – широкосердия. И газета мягко, очень ненавязчиво направляет наши мысли в русло элитарности, заявляя: видите, мы не спорим, мы не отстаиваем свою точку зрения в бессмысленных дискуссиях, что белое – это белое, а черное – черное (часто применяется этот метод, чтобы удержать уходящего читателя). Мы вам показываем: вот наш мир, вот его люди, вот их корни, вот их история, их шедевры. Нет плача, нет споров, излишнего негативизма. Есть высший смысл – заявляем мы. В чем он? Разберитесь сами, а мы вам поможем фактами и правдой. Мы становимся добрее к миру, в котором, оказывается, жили и живут прекрасные люди, ставшие героями книги и «Элитарной газеты». Их не так мало. А если еще и мы с ними, то нас действительно «несметное меньшинство».
Виргиния Геворкян, экономист.
Выступление на творческом вечере Нелли Саакян 1 февраля 2011 г.
в Доме Москвы в Ереване, где состоялась презентация книги «Моя галерея»
* * *
Дорогая Нелли Саакян!
У Вас много друзей, почитателей Вашего таланта, людей, которые ждут общения с Вами – пусть на страницах газет или книг. Я давно восхищаюсь Вашими знаниями и тем, о чем Вы пишете. Это живительный глоток в беспросветные минуты жизни. Ваши поэтичность и в высшей степени одухотворенный слог восхитительны. Поражает и глубина проникновения в суть вопроса. Ваши статьи помогали мне в работе (я педагог), я пользовалась ими в классе и иногда затевала диспуты. Вырезки Ваших статей я раздаю знакомым.
Вы – редкий человек. Материальное богатство Вашего спонсора вы превращаете в духовное богатство. Он ценит это?
Анжела Баграмян
* * *
От ваших публикаций и выступлений по радио с их красивым русским языком веет такой теплотой и душевностью, что просто диву даешься. Ваш прекрасный русский язык способен изумлять не только нас, русскоязычных читателей, но и самих русских. У нас, ваших читателей, давно создалась истинная доверительность к вам. По словам Зория Балаяна, у вас большой талант, причем слово большой было произнесено с сильным ударением. А книга «Моя галерея» – это прекрасный памятник гениям, которые были цветом многих наций. За этот памятник вы заслуживаете благодарность не только своих современников, но и грядущих поколений.
Но оказалась ли Армения внимательной к самой Нелли Саакян? У нас, что, таланты сыпятся из рога изобилия?
Нелли Саакян – чистый классик. Ее «Армянское нагорье» – книга не просто образцовая, это книга национального уровня, написанная высокоодаренной личностью. А «Элитарная газета» вообще уникальна, она нарасхват.
Ваграм Акопян
* * *
Знайте, что Вы нам очень нужны. Вы и Ваше перо, которое всегда в полете.
Белла Кочарян,
жена второго президента Республики Армения Роберта Кочаряна (1998–2008).
* * *
Дорогая Нелли!
Я прочла твои мысли о старости. Какое созвучие с моими мыслями! Но при этом ты всегда поднимаешь и что-то новенькое, да еще у тебя всегда про запас найдется прелестная и уместная цитата, что меня всегда радует. Все твои мысли всегда честно добыты ценой раздумий, испытаний, лишений. И в них всегда преклонение перед всем высоким и прекрасным в природе и человеке, перед ясностью и чистотой, благородством и истинностью. Это твое счастливое свойство. И ты умеешь его передать другим.
Вета Григорян, поэт
* * *
Нелли Саакян, «Книга пространств»
«Здесь, в Арзни, растут деревья, которым не много надо, которые крайне скромны и ненастойчивы в своих требованиях природе. Эта школа непритязательности дается не сразу, но, как всё добытое трудом и терпением, она прекрасна. Главное – верить в любую землю. В этом величие опыта». «Простор. Не от слова ли “просто”? Глубина простора и есть его подтекст. Ибо всё простое – глубоко».
Когда закрываешь рукопись, остается ощущение покоя, ощущение несуетной стойкости человеческой души. И, право же, это не слишком мало и не слишком часто.
Илья Крупник,
рецензент журнала «Дружба народов»
* * *
Очень естественный голос, ослепительное языковое богатство, пластика слова. Всё то, от чего мир уже отвык. Но вот же оно. Привыкайте.
Казалось бы, мудрость веков, но какая современная, солнечная!
Тигран Ахвердян
* * *
Давно не упомню я в нашей литературе такого стиля. Я надеюсь, журнал напечатает рукопись Н. Саакян. Талантливые вещи надо печатать.
Валентин Непомнящий,
пушкинист, рецензент «Нового мира»
* * *
Нет, нет, так нельзя, надо же разбавлять поэтический бокал! В книге нет проходных стихов. Нельзя лишь о существенном и только серьезно, надо и расслабляться. О прозе же могу сказать, что мне нравится геометрический стиль графики письма Н. Саакян, но нельзя же так сгущать, это же только бумага, а не камень. Завершенность почти скульптурная. Необычайная сконцентрированность, плотность этой книги. В ней нет пустот – немаловажное достоинство.
Алла Марченко, критик, Москва
* * *
Нелли Саакян – человек несуетливый, невысокомерный, тонкий, чуткий, откровенный. Я ловлю себя на мысли, что, о чем бы ни писала поэт, ее приятно цитировать, присутствует уверенность, что ты называешь доброкачественные строки. При спокойной, неторопливой интонации поэта всегда незримо присутствуют: душевная сила, жажда жизни, зрелое отношение к ней. Может сложиться очень чистая, живая, тонкая и необходимая читателю книга.
Александр Юдахин, поэт, прозаик, переводчик,
рецензент издательства «Советский писатель»
* * *
Нам есть чем гордиться – пережили блокаду. С гордостью вспоминаю аншлаги на концертах духовной музыки в Филармонии и творческий вечер Нелли Саакян в блокадные годы (на весь зал горела одна керосинка). Мы сидели окоченевшие, но совершенно счастливые.
Карина Даниелян, эколог, правозащитник
* * *
«Русскоязычие – это великоязычие». Спасибо за это «великоязычие».
Андрей Битов, русский прозаик, поэт, сценарист
* * *
Что такое поэт? Если это человек, открывающий мир по-новому, по-своему пишущий об этом стихи, печатающий их и имеющий славу и признание, – то Нелли Саакян не поэт. Если это человек призвания, но без славы и признания, – то Нелли Саакян поэт уже давно. Кстати, истинных поэтов в этой «второй группе» всегда больше, чем в первой…
У Нелли Саакян – острая наблюдательность и оригинальное вúдение мира. По душевной конструкции она плоть от плоти ХХ века и большинство ее стихов не надо датировать: печать века на них, о чем бы в них ни говорилось. Она поэт не сюжета, не эмоции, а скорее мысли, мысли эмоциональной. Живая и трепетная мысль просвечивает изнутри ее стихи.
Ее стихи немногословны. Вот короткое стихотворение «Прости мне, родина моя…», в десяти строках которого отразилась вся трагедия армянского народа.
У всех поэтов – нелегкий путь, у поэтов умных – тем более…
Я хочу пожелать Нелли Саакян удачи на ее трудном пути поиска, а читателям советую запомнить это имя. Уверен, что у них скоро состоится настоящая встреча.
Геворг Эмин, армянский поэт, эссеист и переводчик
* * *
Нелли Саакян пришла к читателю «С плодом в протянутой руке» – и плод этот полновесен. Всё суетное, случайное, наносное давно уже выведено за пределы духовного мира поэтессы. Армянка, пишущая по-русски, родившаяся и выросшая вне Армении, воспитанная на русской и европейской культуре, вернувшаяся в Армению и теперь уже много лет живущая на родине своих отцов. И потому ее творения являют собой органичный сплав русской стихотворной культуры и армянского национального характера. Припадание к своим национальным истокам обычно считается плодотворным. К сожалению, некоторые литераторы черпают из своей национальной культуры лишь внешние приметы, не осмысляя их. Этого экзотизма счастливо избежала Нелли Саакян, человек талантливый и основательный. Ничего всуе. Это более чем похвально.
Нина Габриелян, поэт и переводчик, Москва
* * *
Геворг Эмин в честном и проникновенном предисловии к стихам Нелли Саакян высказал мнение, что задержка с публикациями помогла ей: читатель сразу познакомился со зрелым поэтом, отшлифовавшим свои стихи.
«Спокойные стихи» – так назвала она свой первый сборник, который и по форме, и по содержанию удивительно похож на нее саму: она так же скромна, тиха, застенчива, но поговори с ней, загляни ей в глаза – и поймешь, и полюбишь ее, как элегию. Ее образное вúдение поразительно приятно и слуху, и душе, и разуму. Ее стихи уводят в мир мыслей и в элегическое настроение, она как природа, когда ты с ней один на один – ни ада, ни рая – мысль, равновесие, созвучие с собой. Она философична в подходе к каждой теме: любви ли, жизни в искусстве, в бытии и быте, в отношении к родине. Но она и живописец, мастерский живописец. Главная ценность ее поэзии – не форма, не средства, а конечный результат – пленение мыслью и музыкальностью чувств. Нелли Саакян приходит к своему читателю со щедрым даром: читателю остается красота. Обогащенный ее мыслями и чувствами, он становится мудрее.
Грета Вердиян, литературный критик
* * *
Нелли джан, у тебя кантиленный стиль, в котором слышна (не видна, а именно слышна) твоя душа. Такого я не встречал ни у кого. Я уже давно привык ничему не удивляться, но твоя автобиографическая повесть «Разгорание духа» меня поразила. Никакая это не повесть, это нечто большее: это глубокое философское осмысление всего того, с чем ты повстречалась в жизни. Движение духа в тебе неустанно. Для литературы это редкий подарок. Особенно для современной, которая задавлена беллетристикой, посредственной беллетристикой. Удачи тебе.
Семен Ахумян,
проректор Ереванского государственного университета
* * *
Разговорившись с Нелли Саакян, я, придя домой, вдруг поняла, что познакомилась с очень хорошим человеком, способным понять тебя, а поняв, принять без излишних прикрас и заумствований. Наша беседа вовсе не походила на осторожное узнавание друг друга или перекрещивающиеся монологи, а имела характер задушевного, обоюдоинтересного разговора. За всеми литературными трудами Нелли, кроме таланта, годы душевного и интеллектуального накопительства, капитала, которым она стремится поделиться со своими читателями. У нее свободный подход к творчеству, и она его четко изложила емкой пушкинской фразой: «Исполнен долг, завещанный от Бога». Во всех ее делах бал правит читатель, а собственные интересы закидываются в самый дальний угол. Таков склад ее души.
Ирина Мосесова, журналист
* * *
Уважаемая Нелли Вартановна!
Счастливый случай подарил мне знакомство с Вами. Слава Богу. Мне удалось купить Вашу чудесную книгу. Даже не один экземпляр. Пусть мои ленинградские друзья узнают о таком настоящем, глубоком и вдохновенном поэте, какой открылся мне, когда я впервые держал на ладони вашу книгу.
С благодарностью вспоминаю наше общение. Если снова придется сидеть мне напротив Вас за чашечкой кофе, на этот раз я не упущу возможности молча слушать.
Валерий Слуцкий, Ленинград
* * *
Вот автор превосходный и без завитушек. И ведь пишет не о кокетливых темах, хоть и женщина. Бывает же!
Артур Бенглян
* * *
«Строгой и умной поэтессе Нелли Саакян».
Надпись Сильвы Капутикян
на ее книге «Зима идет», которую она подарила Нелли Вартановне
* * *
В одном из поздних писем Анны Саакянц были такие строки: «…Я успела просмотреть чудесную газету – “Элитарную”. Молодец, всё очень удачно. Спасибо Вам». «Чудесной газетой» она называла русский литературно-культурный ежемесячник. Газета была и вправду чудесная (еще и потому, что чудом родилась в самые неблагоприятные для культуры времена).
Сама Анна Саакянц (софамильница Нелли) подарила и подписала ей книгу «Марина Цветаева. Жизнь и творчество» 1997 года: «Нелли Саакян дружески, соратнически, с присоединением искренней благодарности от автора этой книги».
Татьяна Геворкян, литературный критик
* * *
На одном из поэтических обсуждений мне запомнились емкие, впечатляющие строки Нелли Саакян:
…Ищите холм,
а храм на нем воздвигнуть
уже легко.
Мне кажется, современная армянская поэзия озабочена сейчас именно «поиском холма». Такого «холма», с которого было бы видно далеко, «во все стороны света», как писал Гоголь. А от стихов Нелли Саакян исходит ощущение какой-то необычайной чистоты и масштабности духа. Некий космизм, что ли. Она – определенно – дитя звезд.
Светлана Соложенкина,
поэт, критик, литературовед, переводчик, художник
* * *
Дорогая Нелли Вартановна!
Позвольте поблагодарить Вас за Ваш светлый талант, за Ваше подвижническое служение Слову, за ту созидательную любовь к удивительной стране под названием Армения, к которой Вы неустанно приобщаете всех нас. «Элитарная газета» – воистину уникальное издание, особенно учитывая наше меркантильное время. Сделанное Вами настолько огромно и незаменимо, что, не будь Ваших книг, на их месте в армянском космосе образовалась бы невероятных размеров черная дыра. Это ясно каждому, кто хоть раз соприкасался с Вашим творчеством. Ваши книги мудры. Продолжайте радовать нас той особой тональностью, которую придают газете Ваши эссе-размышления о сущности армянского духа.
С надеждой на наше дальнейшее знакомство,
искренне Ваш Александр Божко,
посол Украины в Армении, 2011 г.
* * *
Уважаемая Нелли Саакян!
Ваши эссе я жду, читаю, восхищаюсь ими. В них так много мысли, так много красоты.
Владилен Бальян, композитор
* * *
Уважаемая Нелли Вартановна!
Преклоняюсь перед дарованным Вам вúдением того прекрасного, которое остается незамеченным окружающими. В жизнь надо уметь всматриваться.
Христофор Закиян
* * *
Прочел «Армянское нагорье» и «Разгорание духа». Какие цитаты, какие собственные авторские мысли! Всё это надо прочитать не только армянам.
Роман Балаян, кинорежиссер
* * *
Здравствуйте, Нелли Вартановна!
Пишет вам Федор Петрович Фоломин, старинный русский стихотворец. Не больно, может, хорошо, что я первый написал Вам. Так ведь меня всегда и к черту послать можно, хотя, судя по Вашему мягко-строгому нраву, по всему нашему разговору в Москве, – это исключено.
Часто вспоминаю стихи Ваши, Вас самих. Такой армянки я еще не встречал. Тревожно мне что-то за Вас. От Вас таким светлым покоем веет, что легко становится при воспоминании.
* * *
Нелли джан! Ты еще не устала поднимать наш неблагодарный народ на вершину Арарата? Не знаю даже, чему удивляться больше – неблагодарности армян или твоей неустанности. Не грусти, джана, я с тобой.
Сос Саркисян, советский, армянский актер театра и кино,
педагог, общественный деятель
* * *
Мне переслали твое интервью, которое ты взяла у самой себя к своему 70-летию, и вот что я тебе скажу: я не только согласна с каждым твоим словом, но и с каждой запятой в этом интервью. Твоя мудрость стала еще более глубокой.
Сусанна Баранжиева, киносценарист,
один из авторов проекта «Реальность», Ростов-на-Дону
* * *
Уважаемая редакция радио! Сегодня, 6 июня 1992 года, прослушала выступление писателя Нелли Саакян. Вся речь, мысли, выражения, цитаты, голос, интонация – всё мне очень импонировало. Всё это боль и моей души. В речи есть слова: «Соотечественники, вы слышите меня?..» Слышу, милая, слышу… только бездействую. Очень прошу прислать мне текст выступления Н. Саакян и не один экземпляр. И еще хочется, чтобы письмо мое попало в руки Человека, тогда обязательно получу ответ.
Арутюнян Е. С., пенсионерка
* * *
О Нелли Саакян, собиратель хороших людей!
Вреж Габриелян
* * *
Нелли Саакян объяснилась в любви к собственному народу и собственной стране убедительно и сдержанно, без перебора расставив всё по своим местам – эмоции и реалии. Она пишет: «Это был народ-феникс, как всякий народ-сеятель. Мы уходили в открытый космос мира, а за спиной оставалась лежать родная горная страна. Но и возвращались мы тоже каждый век, ибо в отрыве от этих священных для нас мест наши души теряли силу и энергию, необходимые для прозрения».
Светлана Геолецян, журналист
* * *
Ваша газета очень похорошела. Нелли Саакян – ваше главное и бесценное украшение, берегите ее. Ждем, читаем и наслаждаемся, продлеваем радость медленным чтением. Впечатление – как жаждущему от холодного вкусного лимонадного водопада, говоря словами Фазиля Искандера.
Алина Алиханова, журналист, Северная Осетия
* * *
Дорогая Нелли! Я прочла твое блистательное эссе о меценате, где столь многогранно рассматривается тема. Добавить нечего. Всё верно и всё грустно, как и везде, где сталкиваются и стыкуются дух и материя, и что составляет вечный конфликт человеческой жизни. И творчество, и его создатели всегда существуют между молотом и наковальней. Любая зависимость угнетает душу (что от государства, что от людей). Но есть пафос жертвы, который облагораживает ситуацию. Ты права, Художник напрямую связан с Богом, Провидением, Судьбой. И гол, и беззащитен. Но Провидéние иногда подкидывает ему одежонку. Когда меценат невидимка, он играет роль Провидéния. Но эти блага должны являться страждущему нежданно и анонимно, дабы он оставался страждущим и свободным от зависимости, ибо не создаст ничего высокого, если будет оглядываться на кормушку.
Вета Григорян, поэт
* * *
К сожалению, знакомство мое с Нелли Вартановной Саакян лишь телефонное. Но после каждого непродолжительного общения с ней я долго и старательно раскладываю себя словно по полочкам, чтоб не растерять каждое ее слово, каждую мысль. Хочу представить себе эту обаятельную женщину с глубокими вдумчивыми глазами, сидящую у телефона и разговаривающую со мной, растрачивая свое драгоценное время. «Это последний армянский интеллигент», – сказал один из моих друзей. Для меня это прозвучало как приговор Армении. Но настоящая элитарность ее газеты в том и заключается, чтобы собирать вокруг нее интеллигенцию, мысль, истинную образованность Армении, ее культурность, ее «несметное меньшинство». Название газеты, которая есть детище Нелли Вартановны, как нельзя больше соответствует ее содержанию.
«Я началась в стране армян, я началась в стране седой… Я началась и кончусь здесь и снова силы обрету, как обретали их отцы во все века, во все века». Как же возможно более возвышенно и лаконично-спрессовано выразить свой безграничный патриотизм? Это могла сказать только правнучка и внучка изгнанников. Ваша известность давно шагнула за пределы Армении, которую Вы подаете, презентуете каждым своим произведением, своим уникально написанным «Армянским нагорьем».
С глубоким уважением и любовью Анаида Алексанян
* * *
Дорогая Нелли! Твой чудесный рассказ «Свет, одетый в белое» вышел в журнале «Истина и жизнь». Редактор просит еще. Я думаю, рассказ о твоем прадеде-священнике и бабушке тамаде сгодился бы для «Истины и жизни».
Обнимаю.
Грета Каграманова, прозаик и публицист, Москва
* * *
Здравствуйте, уважаемая Нелли!
Недавно я познакомилась с Вашей газетой, теперь читаю взахлеб. Но Вам и как автору есть что сказать и это «есть что сказать» сказано замечательно.
Елена Шуваева,
поэт, прозаик, литературный деятель, переводчик с армянского
* * *
Нелли! Как твое перо? Как всегда сильнее скрипит от волнения? Вот и мы здесь в Москве не можем удержаться от умиления перед поэтом Нелли Саакян. Третьего дня, в Великий пост, появился в редакции Гриша Калюжный, друг Личутина, и вперился в твою книгу «Спокойные стихи».
– Она дитя двух великих культур – русской и армянской. Всё, чем она болеет, в ее стихах. Вот поэт, вот молодец. Она летает. Ничего себе, спокойные стихи…
Как переступишь порог Москвы, как увидишь белокаменную, так и сама усечёшь наш трепет перед тобой, «древней армянинкой», как назвали тебя в редакции «Литературной учебы». Твори и будь светла душой. Целую
Лариса Баранова, журналист, Москва
* * *
Хоть вы редактор главный, по мне ж, редактор славный. Не тем, что всё же главный, а тем, что всем нам равный. Еще бы я отметил, людей таких не встретишь, что честностью вы славны, хоть вы редактор главный.
Карен Саядян
* * *
Здравствуйте, многоуважаемая Нелли Вартановна, самая умная армянка мира! Более полувека я читаю Вас, учусь и горжусь Вами, да и как мне не гордиться, ведь я живу в одном городе с Вами, дышу тем же воздухом, что и Вы. Есть люди «двигатели двигателей, соль земли». По-моему, речь идет о Вас. Не будь Вас, как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома. Мы живем во времена безвременья, но дух Нелли Саакян это безвременье как-то разжижает. Какой яркий, даже, я бы сказал, праздничный стиль, а в особо подъемные минуты еще и победный.
Вазген Тер-Епремян
* * *
На совершенно пустой сцене сидела в кресле немолодая женщина невпечатляющей внешности. Такую можно потерять в толпе. Но вот она открыла рот…
За два часа речи, кажется, никто даже не кашлянул. Вопросы из зала? По-моему, они не были нужны писательнице. Она говорила о жизни, об Армении, о пережитом. Но вот она заговорила о просвещении. Я не только как журналист, но и как мать напряглась. Но зал нисколько. Наша школа перегружена, сказала писательница. А нужны только литература, история, география, немного биологии и математики, начатки философии и этики. И как можно больше надо читать с детьми, разговаривать с ними, беседовать с ними о жизни. И не менее нескольких часов каждый год надо посвящать главной книге человечества (по крайней мере, западного) – Евангелию, его символам. Алгебру, тригонометрию, химию, изучение иностранных языков и прочее надо послать в глубокий факультатив. Потому что в минуту жизни трудную тригонометрия и знание иностранного языка вам не помогут.
На минуте жизни трудной несколько задержимся, сказала писательница, и, встав с кресла, подошла к краю сцены. Актерская заготовка, подумала я. Оказалось, ничего подобного, писательница просто хотела поближе увидеть лица людей, понять, все ли из ее слов доходят.
Такого обвала тишины я не помню ни на одном культурном мероприятии, а я обошла их уже немало.
А. К., «Арменпресс».
Рецензия на творческий вечер поэта, эссеиста
и редактора «Элитарной газеты» Н. Саакян в Доме Москвы
Творческий вечер Нелли Саакян. Фото Феликса Арустамяна
8 ноября 2014
КНИГА ДЛЯ УМА И ДУШИ*
Более пятидесяти лет вел я различные вузовские лекционные курсы, начиная от русского фольклора и заканчивая постмодернистской литературой конца ХХ – начала ХХI веков. Но за это долгое время серьезной встречи и тем более глубокого знакомства с литературной эссеистикой так и не случилось, наверное, потому, что в русской литературе жанр эссе особо не распространен, к нему редко обращались наши всемирно признанные классики да и другие широко известные писатели. А. С. Пушкин, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский, из модернистов и прозаиков прошлого века Д. С. Мережковский, А. Белый, Вяч. Иванов, В. В. Розанов, из советских писателей К. Г. Паустовский, И. Г. Эренбург, В. Б. Шкловский… Вот, пожалуй, и все из тех, кто в этом жанре были столь же успешны, как и в художественной прозе и поэзии.
Что из себя представляет жанр эссе, я, конечно, знал, немало их прочитал, но особого расположения к ним не возникло. Так получилось потому, что с ранних лет меня заворожили художественная проза и поэзия русских и зарубежных классиков, а также выдающиеся произведения многочисленных советских писателей, подавляющее большинство которых современная критика без всяких убедительных оснований выбросила на задворки истории отечественной литературы.
Тем неожиданнее для самого себя оказалось то сильное впечатление, которое произвела на меня книга эссе Н. В. Саакян, отмеченная неоспоримым изяществом мысли, написанная удивительно ярким, образным и сочным языком. Не умолчу и еще об одном ее важном достоинстве – безусловном энциклопедическом уровне знания автором того, что стало предметом исследования и живописания всех эссе, вошедших в книгу.
Многое, о чем рассуждает Н. Саакян, не раз осмыслялось и в художественном, и в научном плане. И тем не менее к какому эссе мы бы ни обратились, ему в обязательном порядке присущи не только притягивающая свежесть в изображении, но и несомненная новизна в истолковании, в поисках новых смыслов. Все отмеченные мною достоинства книги – это не только результат упорного творческого труда, проделанного автором до того, как приступить к созданию эссе, но еще и убедительное свидетельство тому, что Н. В. Саакян как писатель – личность с многообразными и широкими жизненными интересами; она наделена Богом несомненным талантом, причем талантом многогранным. В этом я убедился, ознакомившись со сборником ее стихов «Звезда небесная» и автобиографической повестью «Разгорание духа».
Две разные по предмету изображения и поставленным в них проблемам и целям группы эссе: «Армянское нагорье» и «Ойкумена» (культура евразийских народов прошлых веков и тысячелетий). Не стану заниматься разбором конкретных эссе, давать им всестороннюю оценку, о чем-то спорить с автором, в чем-то с ним не соглашаться или в чем-то его разубеждать. Мне очень хочется, чтобы сказанное в этой статье убедило тех, кто возьмет книгу в руки, в том, насколько же назрело время как бы заново посмотреть вокруг на те места, где живешь, как важно обратиться в прошлое своего и других народов, с «высоты времени» воспринять созданную ими богатейшую культуру, воспользоваться их огромным жизненным опытом, чтобы в сложнейшую нашу эпоху не разучиться видеть и ценить прекрасное, которое во все времена было и остается самым полезным и незаменимым лекарством для души и разума человека.
Многих, в том числе и Н. В. Саакян, беспокоит то, что в наше цивилизованное время вдруг померк (наверное, мягко сказано?) интерес к познанию вообще, к прошлому своего народа, к нетленному искусству наших предков. Господствующие высоты в душах наших современников, а особенно у подростков и молодежи, прочно оседлала низкопробная «массовая культура», не требующая глубокого осмысления, осознанно преследующая цель приземлить человека, разбудить в его сознании и оскудевшей душе всякого рода опасные желания. Как могло так случиться? Приходят на память слова известного российского художника С. Андрияки: «Все плохое очень соблазняет человека. Гораздо больше, чем хорошее. Потому что до хорошего надо дорасти. Чтобы человек слушал хорошую музыку, любовался прекрасным искусством, его надо этому обучить, воспитать. С детства прививать хороший вкус. А подсунуть подмену вместо истинного, играя на низменных инстинктах, гораздо проще».
Мне, признаться, больше по душе пришлась первая часть книги – «Армянское нагорье». Она встревожила мое сердце трепетной авторской любовью к своей многострадальной Родине – Армении. Многое из того, что в ней так ярко написано, мне знакомо, поскольку я хоть и недолго, но бывал в этой стране, воочию увидел, как нещедро одарил Бог природными удобствами и богатствами талантливый и мужественный армянский народ и как прекрасны плоды его упорного труда, воплотившиеся в памятниках культуры, в конкретных предметах быта, в обычаях, в дарах природы, взлелеянных добрыми руками живущих на этой земле людей.
Конечно же, венчает первую часть книги эссе «Мировая гора». Я видел Арарат своими глазами, прекрасный образ его буквально закаменел в моей зрительной памяти. Великолепное, неземное зрелище, наполняющее душу ярким светом и настраивающее человека на оптимистическое восприятие жизни! А описан он пером Н. В. Саакян настолько зримо, что то же самое, что случилось со мной, может произойти и с тем человеком, кто, обладая хорошим воображением, даже не видев гору наяву, но прочитав это эссе, испытает подобное же!
Как настоящая поэма воспринимается короткое эссе «Дудук». Я не раз слышал звучание этого оригинальнейшего музыкального инструмента и будучи в Армении, и в своем городе, где каждый десятый житель – выходец из той прекрасной горной страны. И всякий раз редкостный тембр дудука заставлял учащенно биться мое сердце. Не единожды перечитав это эссе, написанное яркими словесными красками, как бы на одном дыхании, я не только получил истинное эстетическое наслаждение, но и пожалел о том, что пока не встретил такого же любовного описания какого-нибудь исконно русского музыкального инструмента, например, той же балалайки. Ей уже и памятники в некоторых городах ставят, что, конечно же, очень хорошо. Но чтоб так ярко и тепло написать о ней… А ведь возможности этого скромного трехструнного инструмента способны в руках мастеров передать все неповторимые особенности русского характера не хуже большого оркестра!
А вот еще одно приглянувшееся мне эссе с коротким названием «Туф». С точки зрения обывателя, туф – это просто распространенный в Армении строительный материал, достоинства которого описаны Н. В. Саакян с массой подробностей и тонкостей, достойных как поэта, так и ученого. Но после того, как прочитаешь эссе, о том, что туф всего лишь материал, из которого что-то строят, думать просто грешно, потому что талантом и трудом мастеров он превращается в неповторимые произведения зодчества, начиная от храмов, общественных зданий разного назначения и заканчивая строениями для человеческого жилья.
Завершая размышления об «Армянском нагорье», не удержусь вновь высказать слова восхищения в адрес Н. В. Саакян как необычайно талантливого эссеиста. Многие охотно читающие люди наверняка помнят, как отозвался А. С. Пушкин о русских сказках: «…каждая есть поэма!» То же самое с полным основанием можно сказать о любом эссе, написанном автором с волнующей и искренней любовью к своей Родине – Армении.
Вторая часть книги – «Ойкумена» – это глубокие, вдумчивые по содержанию эссе о многих наиболее ярких явлениях культуры прошлого разных народов мира. Искренне благодарен Н. В. Саакян за то, что она существенно пополнила мои знания в этой области. Думаю, что и те, кто прочитает эссе из второй части книги, почувствуют, что они стали духовно богаче. Ценность «Ойкумены» прежде всего в том, что она будет для читателей многих поколений добротным источником познавательного плана. Но не только…
Ранее я уже обмолвился о том, что в последние полвека, а может и более, резко упал интерес к большой, истинной культуре, созданной разными народами и их лучшими представителями. Этим и воспользовалась массовая культура, проповедующая потребительское отношение к жизни и разного рода низменные страсти и желания. Представители и одновременно настойчивые проповедники этой культуры беззастенчиво именуют себя «звездами».
Однако даже лучшие образцы «звездной» культуры, в каком бы виде искусства она себя ни проявляла, в принципе недалеко ушли от самой обыкновенной псевдокультуры. Особенно возмущает то, что так называемые «звезды» не стесняются беззастенчиво «улучшать» и «осовременивать» ранее появившиеся и полюбившиеся людям произведения фольклора, литературы, кино, музыки, песенного искусства, в большинстве своем ставшие классикой. И сама по себе массовая культура, и «подправленные» ею классические произведения засоряют разум и душу современного человека, особенно человека растущего, формирующегося, определяющего приоритеты своей дальнейшей духовной жизни.
Как быть, что делать, чтобы эти приоритеты были более возвышенными и гуманистичными? Ответы на эти вопросы мы находим в «Ойкумене» Н. В. Саакян, где она стремится привлечь внимание ныне живущих к истории древних народов, главному содержанию их духовности, к истории развития культуры разных стран и судьбам ее гениальных представителей.
Нет ни йоты сомнения в том, что обе книги (разделы в сборнике) Нелли Саакян появились очень своевременно. Для всего человечества давно пришла пора хотя бы на мгновение остановиться, оглянуться, пристальнее вглядеться в свое прошлое, чтобы оттуда взять с собой для дальнейшего движения вперед все то ценное, что создано предшественниками, но досадно упущено, забыто или потеряно на крутых поворотах истории. Книги Н. В. Саакян через яркое художественное слово призывают именно к этому. Вот почему я приветствую инициативу самого автора, а также труд тех людей, армавирских библиотечных работников, которые не пожалели сил и времени для того, чтобы книга увидела свет в городе, где Нелли Вартановна родилась и к которому она испытывает самые теплые чувства, в городе, в котором уже почти два столетия благополучно живут в мире и согласии с представителями других народов около двадцати тысяч ее соотечественников.
Талантливые книги любого вида или жанра рано или поздно пробивают широкую дорогу к своему читателю. Так будет и с книгой Н. В. Саакян, потому что она заставляет напряженно трудиться ум и лечит наши души.
В. Т. Сосновский, профессор,
Почетный гражданин города Армавира
* Статья написана для книги Н. В. Саакян, изданной в Армавире:
Саакян, Нелли Вартановна. Чреда культур, чреда народов : эссе / авт. послесл. В. Т. Сосновский. – Армавир : ООО «Типография им. Г. Скорины», 2018. – 332 с. ; 22 см. – 500 экз. – Разделы: Армянское нагорье ; Ойкумена.